Информация о себе
 

Информация


Батик

 

Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.

   На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска.
Для получения чётких границ на стыке красок используется специальный закрепитель,
называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина, бензина, на водной
основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и др. В Европе — с XX века.
 

 
  Происхождение

   Батик — batik — индонезийское слово. В переводе с индонезийского оно означает «капля воска».
Membatik — рисовать, покрывать каплями, штриховать. Техника батик основана на том, что парафин,
резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесёнными на ткань, не пропускают через
себя краску — или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
 
 
  Географический ареал

   Батик — ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов. На ткань — шёлк, хлопок,
шерсть, синтетику — наносится соответствующая ткани краска. Для получения чётких границ на стыке красок
используется специальный закрепитель, называемый резерв (резервирующий состав, на основе парафина,
бензина, на водной основе — в зависимости от выбранной техники, ткани и красок).
 
 
  Технология

   Существует несколько видов батика — горячий, холодный, узелковый, свободная роспись.
Они отличаются способом резервирования ткани.
 
 
  Горячий батик

   В качестве резерва в горячем батике используется воск.
Воск наносится с помощью специального инструмента, называемого чантингом.
Места, покрытые воском, не поглощают краску, а также ограничивают её распространение.
Горячий батик называется горячим потому, что воск используется в «горячем» расплавленном виде.
Этот способ используется в основном для росписи по хлопчатобумажной ткани.
По завершении работы воск с поверхности ткани удаляется.
Эффект росписи достигается благодаря послойному нанесению краски.
 
 
  Холодный батик

   Холодный батик, также называемый европейским, в большей мере используется
при нанесении краски на шёлк, хотя возможно использовать и другие ткани.
Холодный батик относится к европейской модификации классических техник.
В технике холодного батика используют краски на основе анилина.
При этом роль резерва выполняет специальный материал. Его можно приготовить
в домашних условиях, но есть и готовые резервы. Обычно используют густой (резиновый),
и жидкий (на основе бензина). Существуют как цветные, так и бесцветные резервы.
Холодный резерв наносится либо специальными инструментами — стеклянными трубочками с
резервуаром (бензиновые), либо используются резервы в тюбиках (резиновые), которые
оснащены удлинённым носиком. Как правило, холодный батик требует более аккуратной и
тщательной работы над произведением, так как он создаётся «в один слой» (в отличие от
многослойного горячего батика).
Также в технике холодного батика имеется больше возможностей для свободной росписи и
создания станковых живописных либо декоративных работ.
Техника «в одно касание» позволяет создавать работы, сходные по восприятию с «мокрой» акварелью.
 
 
 

Свободная роспись

   Техника свободной росписи получила значительное распространение, так как она
выявляет своеобразие почерка каждого художника и индивидуальную неповторимость
произведений, свойственную ручному труду.
Свободная роспись по тканям из натурального шёлка и синтетических волокон
производится в основном анилиновыми красителями (иногда с различными загустителями),
а также масляными красками с растворителями.
Особенно интересные результаты получаются от сочетания свободной росписи с контурной
наводкой и отделкой резервирующим составом.
 

 
  Свободная роспись с применением солевого раствора

   Сущность этого способа состоит в следующем: натянутую на раму ткань,
в зависимости от характера рисунка, либо пропитывают водным раствором
поваренной соли и после высыхания расписывают, либо роспись ведут
красками из основных красителей, в которые введён раствор поваренной соли.
Все это ограничивает растекаемость краски по ткани, даёт возможность
выполнять рисунки свободными мазками, варьируя форму и степень
насыщенности цветом. Свободную роспись красками с введением в них солевого
раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком.
Для этого некоторые части рисунка выполняют свободной росписью с доработкой
графическим рисунком, а фоновые перекрытия производят на участках, ограниченных резервирующим составом.
 
 
  Техника сибори

   «Сибори» — так называемый складной батик. Результат достигается также путём
перевязывания и окрашивания, но более предсказуем, так как ткань складывается
определённым образом. Эта техника имеет японские корни.
 
 
 

Техника («бандан»)

   Техника узелкового батика («бандан»).
Один из его видов — техника «планги» — был распространён в Индии.
Неокрашенное полотно покрывали по схеме узора очень маленькими узелками,
крепко перевязывая нитью.
Потом ткань окрашивали и удаляли нити, в результате образовывался узор
из белых «Горохов». При необходимости подобным образом можно было окрасить
ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые.
С высушенной ткани убирали перевязочные нити, но не гладили готовое изделие,
благодаря чему долгое время сохранялся эффект «жатости».
 

 
  Двухцветная окраска футболки

   В наше время под узелковой росписью подразумевают более простые варианты.
Например, узор в виде круга («солнышко») или нескольких кругов.
При окрашивании сухой ткани можно получить более резкую границу
красителя и неокрашенного полотна, если же ткань влажная (смоченная и
хорошо отжатая) — более плавные границы перехода.
 
 

 

Материал из Википедии-свободной энциклопедии